Компания OPAL Gastransport — оператор газопровода OPAL (сухопутного продолжения газопровода «Северный поток») — ограничит доступ «Газпрома» к мощностям газопровода в связи с постановлением Федерального сетевого агентства Германии (Bundesnetzagentur) об исполнении решения Суда ЕС, говорится в сообщении компании. Ограничения будут введены с 14 сентября.
Введения подобных мер поляки начали добиваться после того, как «Газпрому» разрешили использовать все мощности газопровода OPAL еще несколько лет назад, когда российский поставщик добился отмены ранее действующих ограничений. Надо предполагать, что и сейчас после прохождения необходимых процедур и сбора доказательной базы разрешение на использование всех мощностей газопровода снова будет выдано.
Кроме того, не исключена возможность того, что в наиболее холодные периоды «Газпром» сможет получить кратковременные разрешения от регулятора для дозагрузки газопровода с целью увеличения поставок при росте потребления.
По факту сегодня мы видим, что ЕС благодаря стараниям Польши снизил свою энергетическую безопасность в преддверии возможного газового конфликта между Россией и Украиной, поскольку договоренности по продлению контракта на транзит газа еще нет. То есть такие ограничения идут во вред ЕС, а не укрепляют его энергобезопасность, как заявляет Польша.
Негативные последствия от такого решения суда могут возникнуть при наличии перебоев в транзите российского газа через Украину с 1 января 2020 года. А «Северный поток» и его продолжение OPAL были гарантией того, что в случае снижения украинского транзита газ все равно будет поступать в больших объемах на европейский рынок. То есть у Европы будет меньше направлений, по которым она сможет получать газ.
Если контракт на транзит через Украину подписан не будет, ограничения на загрузку OPAL станут большой проблемой. Конечно, ЕС сможет в какой-то мере защититься от такого сценария: он может заполнить газовые хранилища, получать СПГ и так далее. В целом сегодня Европа более защищена от нового раунда газовых войн, чем 2009 году, однако действия Польши эти возможности ограничивают.
Польша, как и украинская сторона, считает, что данные ограничения дадут Украине какие-то преимущества при ведении переговоров с Россией по транзиту. Но я в этом очень сильно сомневаюсь, потому что сначала надо понять переговорную позицию Украины по этому вопросу. А угрозы, ультиматумы и откровенный шантаж представителей украинского «Нафтогаза» к какому-либо позитивному результату не приведут.
Максимум, что в данном случае может получить Украина, это то, что она бы получила и так при прочих раскладах: подписание контракта на 1 год с гарантией прокачки не более 60 млрд кубометров. Но эти объемы так и так пошли бы через территорию Украины из-за специфики заполнения «Северного потока — 2» и «Турецкого потока», которые не заберут все мощности украинского транзита одномоментно.
На мой взгляд, сама Польша на самом деле заинтересована не в поддержке Украины, речь о другом. В 2014-2015 годах Польше предлагали построить вторую нитку газопровода «Ямал — Европа», он проходит из России в Белоруссию, Польшу и Германию. Предлагали построить как частичную замену отмененного «Южного потока», которой в конечном итоге стал «Северный поток — 2».
Тогда поляки отказали, ожидая, что за ними будут бегать и предлагать более вкусные условия. Но «Газпром» предложил компаниям из Германии, Нидерландов, Австрии и Франции поучаствовать в строительстве СП-2, и те согласились, сейчас этот газопровод строится. В итоге польское руководство очень сильно обиделось. Так что Польша не только действует в интересах США, у нее есть и собственные планы по заработку на российском транзите.
|