Четверг не принес облегчения оставшейся без российского газа Европе. Транзит через Украину заблокирован уже более трех суток. При этом выяснилось, что недавние заявления Киева об отсутствии технической возможности принять "Газпром" отказывается от предлагаемой "Нафтогазом" схемы (подача газа не на ГИС "Суджа", а на ГИС "Писаревка" и "Валуйки"), ссылаясь на то, что "Суджа" ориентирована на экспорт, а "Писаревка" и "Валуйки" предназначены для поставок внутренним потребителям Украины. Как отмечают в российском холдинге, предлагаемый "Газпромом" вариант транспортировки основывается на действовавших в 2008 году документах, в которых он был определен как основной для транзита газа на балканском направлении. Кроме того, газопровод Елец - Кременчуг - Кривой Рог - Ананьев - Тирасполь - Измаил -кратчайший путь поставки газа балканским странам, где сложилась самая сложная ситуация с обеспечением топливом из-за прекращения Украиной транзита газа в Европу. А выдвигаемые "Нафтогазом" доводы об отсутствии технической возможности принятия газа на "Судже" в "Газпроме" считали просто отговорками. И, как показала практика, не зря. Эксперты отмечают, что в корне как первой, так и второй газовых войн лежит отсутствие внятных международных юридических норм, которые бы по аналогии, например, с регулированием воздушных или морских перевозок, также сопряженных с преодолением территорий смежных государств, помогли определить участникам связки "экспортер - транзитер - импортер" план действий в конфликтной ситуации и установить механизмы контроля. В настоящее время поставки газа в Европу из России определяются исключительно договорами между главами государств и крупными компаниями, переговоры которых зачастую являются абсолютно непрозрачными. В результате возможна ситуация, при которой государство-транзитер фактически становится хозяином положения, беспрепятственно диктующим свои условия. Единственным международным юридическим институтом, который мог бы помочь преодолеть конфликт, до сих пор являлась Энергетическая хартия. Однако ни во время первой газовой войны, ни во время второй от этой организации никто не услышал ни слова. Впрочем, в России такой позиции не удивляются: Москва уже неоднократно отмечала, что в документе хорошо проработаны вопросы доступа к энерготранспортным системам, однако вопросы транзита и споров по ним являются одной из самых слабых сторон хартии. В части IV статьи 21 протокола к Энергетической хартии о транзите говорится лишь о том, что "если спор, касающийся применения или толкования настоящего протокола, либо исключительно, либо в связи с договором не был разрешен по дипломатическим каналам в разумный срок, любая договаривающаяся сторона может после направления письменного уведомления другой стороне в споре передать спор на разрешение в арбитражный суд". В четверг глава представительства Еврокомиссии в Москве Марк Франко заявил о том, что считает целесообразным создание международного консорциума для контроля транзитной газотранспортной системы Украины, чем вызвал переполох: официальный Киев "потребовал объяснений". В четверг же было решено провести саммит стран - потребителей российского газа 17 января в Москве для выстраивания новой стратегии сотрудничества России и Европы. Как заявил на пресс-конференции в РИА "Новости" председатель комитета Госдумы РФ по международным делам Константин Косачев, "этап романтизма, который начался с началом 90-х годов... завершился много лет назад". "Потребовались серьезные потрясения... чтобы стороны всерьез задумались о том, до какой степени надо воспитывать и дрессировать друг друга, или поняли, что нужно переходить от практики поиска разногласий к стратегии поиска позиций, которые нас сближают и делают стратегическими партнерами", - сказал он. По мнению политика, продолжающийся газовый кризис может стать оздоравливающим элементом для отношений России с ЕС и позволит выявить нереализованный потенциал этих отношений.
|