“Роснефть” все-таки решила прибегнуть к помощи трейдеров при покупке ТНК-ВР. Компания заключит с Glencore и Vitol соглашения о поставках 67 млн тонн нефти в течение пяти лет с предоплатой. В сегодняшних ценах контракт стоит почти $50 млрд и предполагает предоплату. Ее уровень не раскрывается, но участники рынка и эксперты оценивают платеж в $10-15 млрд. Параллельно “Роснефть” договорилась о привлечении почти $17 млрд у синдиката банков, имея возможность увеличить кредит до $30 млрд. В результате проблему финансирования денежной части сделки по ТНК-ВР можно считать фактически решенной, пишет “Коммерсантъ”.
Вчера “Роснефть” сообщила, что согласовала основные условия долгосрочных контрактов с трейдерами Glencore и Vitol на поставку до 67 млн тонн нефти в течение пяти лет. Соглашения предусматривают предоплату, размер которой не уточняется. Контракты начнут действовать с апреля 2013 года. Как отмечается в сообщении “Роснефти”, “по согласованию сторон предусмотрена возможность замещения объемов нефти соответствующими объемами нефтепродуктов на различных направлениях поставки”. По словам президента “Роснефти” Игоря Сечина, формула, по которой будет определяться цена поставляемой нефти, “соответствует цене, получаемой на среднесрочных тендерах”. Как заявил президент Glencore Айван Глазенберг, соглашения “не только демонстрируют нашу убежденность в важности российского нефтяного рынка, но и укрепляют наши отношения с одной из ведущих нефтегазовых компаний мира”. В том же духе высказался и глава Vitol Иан Тейлор, который подчеркнул, что трейдер укрепил статус стратегического партнера “Роснефти”.
Среди потенциальных кредиторов помимо Glencore и Vitol назывались Total и Shell, они были готовы предоставить около $10 млрд. По словам источников, знакомых с ходом переговоры, трейдеры обратились к госкомпании по собственной инициативе.
“Роснефть” договорилась о покупке доли ВР в ТНК-ВР в октябре. За 50% она заплатит $17,1 млрд наличными и 12,84% своих акций. Также ВР купит 5,66% акций “Роснефти” у ее крупнейшего акционера “Роснефтегаза”. С владельцами оставшейся половины ТНК-ВР — консорциумом AAR — “Роснефть” подписала соглашение в середине декабря, его доля будет выкуплена за $28 млрд. Также госкомпания выплатит продавцам ТНК-ВР проценты по сделке, что может потребовать еще около $1 млрд. Таким образом, денежная часть всей покупки ТНК-ВР составит около $46 млрд.
У “Роснефти” уже есть опыт финансирования своих сделок за счет будущих поставок нефти, но тогда средства она брала в кредит. В 2010 году госкомпания заняла у Банка развития Китая $10 млрд в обмен поставки в 2011-2030 годах 300 млн тонн нефти. Ее стоимость определялась по формуле, и стороны по-разному оценивали объем выплат. В течение 2011 года после долгого конфликта им удалось договориться: китайская нефтяная компания CNPC получила “страновую” скидку $1,5 с барреля.
Сейчас речь не идет о кредитах, уверяет один из собеседников. “Это именно предоплата будущих поставок, которые будут происходить по рыночной стоимости, рассчитанной по специальной формуле”,— поясняет он. По словам другого собеседника, “еще не факт, что деньги будут использованы на покупку ТНК-ВР, это стечение обстоятельств”. По его оценке, в качестве предоплаты может быть получено около $10 млрд.
Привлечение средств от трейдеров по долгосрочным контрактам в текущей ситуации для “Роснефти” более целесообразно, нежели стандартная для компании практика продажи нефти через полугодовые тендеры, полагает Сергей Вахрамеев из “Метрополя”. Исходя из текущих цен на нефть, общую сумму контракта можно оценить на уровне $49 млрд. Но, уточняет он, серьезная предоплата от Vitol и Glencore может предполагать большую скидку к цене нефти.
По мнению Алексея Кокина из “Уралсиба”, трейдеры в лучшем случае внесут предоплату на год вперед, то есть порядка 20-25% общей суммы, то есть около $10 млрд.
При этом параллельно “Роснефть” заключила и целенаправленные соглашения по привлечению финансирования на 50% ТНК-ВР, принадлежащих ВР. Госкомпания договорилась о привлечении банковских кредитов на $16,8 млрд. Соглашения заключены с крупными международными банками — Bank of America Merrill Lynch, Barclays Bank, BNP Paribas, BTMU, Citibank, Credit Agricole, ING Bank, Intesa Sanpaolo Banking Group, J.P. Morgan, Mizuho Corporate Bank, Natixis, Nordea Bank, SMBC, Societe Generale и Unicredit Bank. “Роснефть” привлечет один кредит сроком на пять лет на $4,1 млрд, а второй — на два года и $12,7 млрд. Средняя ставка составляет менее 3%, включая LIBOR.
Вице-президент “Роснефти” Дмитрий Авдеев сообщил, что также остается неиспользованной “значительная часть ранее одобренных кредитных лимитов”, и эти деньги также могут быть задействованы для финансирования будущих сделок. В презентации к выпуску евробондов “Роснефть” сообщала, что синдикат банков готов ей предоставить в целом около $30 млрд. На собственных счетах “Роснефти” на конец сентября находилось около $11 млрд, говорится в ее отчете по МСФО за третий квартал, около $3 млрд она привлекла в виде евробондов. То есть с учетом кредитов и контракта с трейдерами “Роснефть” потенциально собрала все необходимые средства на покупку ТНК-ВР.
|