Этот капитальный проект, реализация которого началась в 2012 году, а затем была остановлена в 2014 году, превратит Сербию и все Западные Балканы в стратегически важный регион, привлекательный для инвесторов.
Любинко Савич, эксперт в области энергетики из Экономической палаты Сербии, утверждает, что в кругах специалистов проект «Южного потока» до конца никогда не отвергали, и добавляет, что из реализации этого проекта Сербия извлечет для себя большую выгоду.
«Строительство трубопровода через Сербию — идеальный вариант для нашего государства и для развития его газовой промышленности и сопутствующих отраслей. Этот проект по своей сути носит стратегический характер и позволяет занять ключевую геополитическую позицию на Западных Балканах. Экономическая реализация этого проекта в высшей степени оправданна, поскольку, несмотря на то, что сами трубы будут приобретены на каких-нибудь других рынках, пользу из проекта извлекут сопутствующие отрасли, которые поучаствуют в строительстве трубопровода (строительная отрасль, электро- и машиностроение). Газопровод потребует строительных и механических работ, установки вентилей, прокладки контрольных волоконно-оптических и электрокабелей, возведения подстанций, а кроме того, разумеется, потребуется обслуживание объектов теми же компаниями. Помимо этого, нужна разработка проектной документации, обеспечение строителей необходимой рабочей одеждой, питанием, транспортом», — описывает перспективы Савич. <
Кроме того, что большое количество людей будет обеспечено работой на строительстве части трубопровода, проходящего через Серибю, а также во время установки газового оборудования известных производителей, как подчеркивает Савич, «Южный поток» обеспечит Сербии энергетическую стабильность и постоянный доход от транзита газа по ее территории.
«Мы будем взимать плату за транзит с других стран, которые по этой трассе будут получать газ. Если учесть, сколько Сербия сейчас платит Венгрии за транзит, то речь идет приблизительно о 200 миллионах евро в год. Еще одно преимущество — в том, что благодаря большим объемам поступающего природного газа мы сможем развивать нефтехимическую промышленность и начать экспортировать нефтехимическую продукцию», — поясняет Савич.
Но и этим польза от строительства «Южного потока» для Сербии не ограничивается, поскольку он открыл бы возможности для строительства сербских газовых электростанций, запланированных ранее.
«Сербия, вероятно, построила бы несколько газовых электростанций для производства электроэнергии, которую могла бы в том числе экспортировать в зависимости от спроса и предложения. После строительства „Южного потока" эта сфера могла бы привлечь многих серьезных инвесторов», — отмечает Савич.
С тем, что строительство газопровода «Южный поток» — давняя история, которая очень выгодна для Сербии, согласен и Войислав Вулетич, председатель Газовой ассоциации, который, однако, с осторожностью воспринял информацию о возобновлении строительства.
«Американцы выступают резко против этого, а Европейский Союз не смеет ничего предпринимать без согласия Америки, хотя и нуждается в российском газе. Возможно, все ограничится „Турецким потоком", который может через Грецию достичь территории Сербии. Выгод много, и прежде всего потому, что у нас появится газ на собственной территории, а также транзитные сборы, которые приносили бы (если пропускная способность газопровода составит от 15 до 20 миллиардов кубометров газа в год) около 200 миллионов евро. Стоимость транзита все время меняется и зависит от цен на нефть на мировом рынке, но доход все равно был бы постоянным. Наши граждане участвовали бы в строительстве и эксплуатации газопровода», — говорит Вулетич и добавляет, что цены на газ для населения все равно не снизятся, поскольку цена этого энергоносителя определяется на мировом нефтяном рынке. Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
|