Северная Корея решила поторговаться с Россией о цене поставок газа по ее территории в Южную Корею. Пхеньян хочет, чтобы Москва платила за транзит газа по более высоким тарифам, чем Газпром платит, например, сейчас Украине. Для КНДР газопровод по ее территории куда более важен, чем для России, указывают эксперты. Однако и Москве отказываться от проекта не резонно.
Прошлой осенью Россия начала переговоры с КНДР о строительстве газопровода через территорию страны для поставки газа в Южную Корею. Тогда же Газпром подписал с южнокорейской Korea Gas Corporation дорожную карту по этому проекту.
Однако Северная Корея решила поторговаться. В ходе переговоров с Россией на эту тему КНДР была озвучена сумма: 300–500 млн долларов в год за транзит газа, сообщает в четверг местная газета «Чосон ильбо» со ссылкой на источник в правительстве Южной Кореи.
Это в два–три раза выше, чем действующие международные тарифы. В частности, при транзите российского газа через Украину в Европу Москва платит по тарифу 2 доллара за тысячу кубометров на один километр трубопровода. Если считать по этому тарифу, то Северная Корея должна получать от Газпрома за транзит газа по своей территории 150 млн долларов. А в конце прошлого года полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Виктор Ишаев оценивал потенциальные доходы КНДР от транзита газа в Южную Корею всего лишь в 100 млн долларов. Причем, отмечал он, «для страны, которая производит в год всего лишь валовой продукт на 10 миллиардов, это большие средства».
Местная газета считает, что весьма вероятно, что Север запросил такую высокую цену для того, чтобы получить преимущество на последующих переговорах. Пока что полномасштабных дискуссий не проводилось, и в настоящее время Москва, Сеул и Пхеньян пытаются понять позиции друг друга. Впрочем, представитель внешнеполитического ведомства Южной Кореи подчеркнул, что «пока еще ничего не решено. Очень многое еще надо обсуждать».
Северокорейский участок газопровода в Южную Корею должен составить около 700 км. Общая длина трубы превысит 1100 км. Мощность трубы оценивается примерно в 20 млрд кубометров топлива в год.
Предварительные договоренности о поставках российского газа в Южную Корею были достигнуты президентами РФ и Республики Корея в 2008 году. С Северной Кореей переговоры начались в сентябре 2011 года. Предполагается, что газ должен будет пойти в Корею уже в 2017 году.
Скорее всего, высокая ставка за транзит, которую хочет получать Северная Корея, объясняется политическими разногласиями между Северной и Южной Кореей, которые находятся в состоянии конфронтации со времен гражданской войны в 1950–1953 годах.
«Северная Корея хорошо понимает заинтересованность Сеула в строительстве газопровода, с помощью которого Южная Корея сможет снизить свои затраты на газ примерно на 30%, и пытается воспользоваться своим географическим преимуществом», – считает аналитик ИФК «Солид»
Для России этот проект важен как с экономической, так и с политической точки зрения. К 2020 году только на северо-восток Азии – на Китай, Японию и Южную Корею – придется 50% и более мирового потребления энергоресурсов. Проектируемый российский газопровод позволит экспортировать в Южную Корею не менее 10 млрд кубометров газа ежегодно, указывает Юшкова. Это позволило бы диверсифицировать поставки энергоресурсов и снизить зависимость российского экспорта от ситуации в Европе, добавляет она.
«Поставки газа в Южную Корею – это один из элементов восточной программы Газпрома, который заявил, что хочет реализовывать ее более ускоренными темпами. Об усилении роли России в азиатском регионе говорил и Путин на саммите АТЭС во Владивостоке», – говорит газете ВЗГЛЯД директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.
Реализация проекта позволит усилить политическое влияние России в данном регионе. «Это было бы очень своевременным шагом, учитывая недавние заявления руководства США о широкомасштабном расширении ПРО в Азии. Во многом по этой причине было принято решение о списании 90% долга Северной Кореи перед Россией, общая сумма которого составляет 11 млрд долларов», – напоминает Юшкова.
«Подобные проекты демилитаризируют наших корейских друзей, и это по сути благо для всего мира. Если у страны будет больше денег, она сможет развивать не только военную промышленность, но еще и народ кормить», – говорит Пикин.С другой стороны, у России есть козыри в рукаве. «Конечно, надо тянуть трубу через Северную Корею, это самый короткий и дешевый вариант. Но ничего не мешает Газпрому поставлять газ и по-другому», – говорит Пикин. У России есть другие варианты организации поставок газа в Южную Корею. В частности, кроме прокладки трубы, обсуждалась возможность поставок газа в сжиженном виде.
Для Северной Кореи проект строительства трубопровода еще более важен. «Прокладка трубы по ее территории означает появление рабочих мест, колоссальные по меркам страны поступления в бюджет, возможность получать российский газ и использовать его на развитие собственной промышленности. Прохождение по территории Северной Кореи газопровода – это серьезный импульс для развития страны. Поэтому подобный шанс они вряд ли упустят», – отмечает эксперт. Для пополнения бюджета Северной Кореи эта труба вообще стратегический проект, добавляет Пикин.
Впрочем, у России тоже есть основания идти на компромисс. Прокладка трубопровода через территорию КНДР на данный момент признана самым экономически оправданным и технически простым способом. «Чисто теоретически поставлять газ в Южную Корею можно другим способом, но на практике это будет очень дорого. Можно поставлять Южной Корее СПГ, но надо понимать, что это выльется в наращивание инфраструктуры по сжижению газа, что весьма затратное дело для Газпрома. Трубопроводная доставка газа для Газпрома менее затратная и более привычная технологически», – считает Пикин.
«Для нас проект важен, но я думаю, что мы еще поторгуемся с северокорейскими коллегами. Инфраструктура стоит миллиарды долларов, поэтому лучше сторговаться на несколько сотен миллионов долларов, чем вкладывать миллиарды», – считает Пикин.
Эксперты не верят, что проект закроется из-за этих требований Пхеньяна. «Я более чем уверен, что мы договоримся, и истина будет где-то посередине. Речь будет идти не о 100–150 млн долларов, но и не о 500 млн долларов», – говорит Пикин. «Вполне вероятно, что ставка за транзит будет повышена, но не до тех масштабов, которые запрашиваются со стороны Северной Кореи», – соглашается Юшкова.
Кроме того, недопонимание между двумя странами может отразиться и на других проектах с Северной Кореей, в частности, на строительстве линий электропередач и железнодорожного сообщения, которые запланированы в ближайшее время, в которых Россия заинтересована не меньше корейской стороны, указывает эксперт. Поэтому вопрос с ценой будет решаться силами дипломатии с обеих сторон.
Напомним, что РЖД уже несколько лет занимается реконструкцией Транскорейской железной дороги. В этом году должна быть закончена пилотная часть железной дороги по перевозке грузов из российского Хасана в северокорейский порт Раджин. В перспективе модернизация этой магистрали и соединение ее с Транссибом создаст оптимальный коридор для поставки грузов между Корей и Европой. Северная Корея рассчитывает на российские инвестиции и в проектах по строительству объектов инфраструктуры в топливо-экономической зоне, в частности, в строительстве линий электропередач.
|