14 января должна состояться встреча представителей китайской компании CNPC с представителями Роснефти, в ходе которой будет обсуждаться возможность увеличения поставок российской нефти в КНР.
По некоторым данным, речь может идти об увеличении поставок нефти по нефтепроводу Атасу-Алашанькоу, который идет через Казахстан. Однако, то, что Роснефть планирует увеличивать поставки именно по данному трубопроводу, представляется маловероятным.
Напомню, в конце декабря Транснефть осуществила официальный запуск второй очереди трубопровода ВСТО. Мощность нефтепровода на первом этапе составит 30 млн тонн нефти в год, в будущем она может быть увеличена до 50 млн тонн. Также строительство дополнительных НПС позволит Транснефти увеличить мощность ВСТО до 80 млн тонн нефти в год. Основными поставщиками сырья через ВСТО являются Роснефть, ТНК-ВР и Сургутнефтегаз за счет удобного расположения месторождений этих компаний к нефтепроводу.
Что касается Атасу-Алашанькоу, то мощность данного трубопровода может составлять более 15 млн тонн в год. Для того чтобы увеличить объемы прокачки и привлечь российские компании, правительство Казахстана с 1 сентября 2012 года даже снизило тарифы на прокачку нефти по Атасу-Алашанькоу. Цены Казахстана на прокачку российской нефти оказались в 5 раз ниже, чем тарифы для прокачки нефти по ВСТО. Однако многие российские компании считают трубопровод Атасу-Алашанькоу менее эффективным, чем ВСТО. Однако, в прошлом году через данный нефтепровод проходило около 12 млн тонн нефти.
Руководство Роснефти еще ранее, в ходе обсуждения сделки по приобретению ТНК-ВР и синергии от объединения активов двух компаний, заявляло о своем намерении использовать для поставок нефти в Китай Верхнечонское месторождение, принадлежащее ТНК-ВР. Таким образом, учитывая расположение месторождений двух компаний, Роснефти более выгодно будет поставлять нефть в КНР через ВСТО. Кроме того, НПС Сковородино Транснефти находится около экономически развитого региона Китая, Дацина, в то время как Алашанькоу – в гораздо менее развитом регионе Синцзян. Что также делает увеличение поставок нефти в Китай через ВСТО более вероятным.
Григорий Бирг, содиректор аналитического отдела Инвесткафе
Юлия Войтович, аналитик Инвесткафе
|